Мифы об Индии. В Индии все ездят на скутерах

В пределах штата до 100 км. за день большинство предпочитает передвигаться на скутерах. Это такие мотороллеры с двигателем около 100 кубических сантиметров. Обычно Honda Activia или Honda Duo. Его можно арендовать на день за 200-250 рупий (1 рупия = 70 копеек), но лучше брать минимум на неделю (150-200 рупий/сутки). Расход бензина 1-2.5 литра на 100 км. 1 литр на заправке стоит 53 рупии (т.е. 37 руб., в то время как в России - 21 руб.), но заправок очень мало. Зато в каждом магазинчике продают бензин в литровых бутылках из-под минеральной воды - по 60 (иногда 65) рупий.

Официально на любой скутер и байк нужны международные права категории "А" (мотоцикл), но полиция обычно не проверяет документы (максимум можно поторговаться и заплатить взятку 100 рупий), иногда достаточно и ксерокопии российских прав (оригинал лучше им не давать - значительно сложней торговаться с ними, когда они шантажируют твоими правами) с лицевой стороны (чтобы не было видно категории на обратной стороне) или с ксерокопией обратной стороны чужих прав (у кого есть категория "А"). При этом сразу скажу, что за более серьезные нарушения типа езды в состоянии алкогольного или наркотического опьянения может быть даже тюремное заключение. Ни в коем случае не садитесь за руль пьяным - дело даже не в наказании индийских гаишников, а просто опасно для жизни! Я за все время не видел ни одной аварии, но по статистике происходит очень много небольших аварий, заканчивающихся разбитыми крыльями, помятым кузовом, оторванным зеркалом и легкими или средними телесными повреждениями. Будьте очень осторожны!

Скутером часто управляют женщины и даже бабушки (у мотороллера между сиденьем и рулем есть место для ног). Если же за рулем мужчина, то женщина всегда сидит боком (ноги в одну сторону от скутера), рискуя свалиться. Хотя современные индийские девушки носят джинсы и сидят на мотоцикле обычно, держась за своего парня.

Кто не хочет или не может водить скутер - передвигается на тук-туках (моторикша с кабинкой на 2х человек), которые стоит 8-10 рупий/км (1 рупия = 70 копеек). Им удобно пользоваться на небольших расстояниях, когда аренда скутера по какой-либо причине невозможна (собираетесь покурить наркотиков на дискотеке, выпить в баре, в темное время суток, не умеете или боитесь сами водить скутер и т.д.).

Такси (обычно микровэн) стоит 15 рупий за километр, но обычно не менее 150-200 рупий. Если туда-обратно и не менее 100 км - можно сторговаться по 10-12 рупий/км (самая минимальная цена после получасового торга - 9 рупий/км. еще дешевле категорически отказываются). При этом легко соглашаются за 1700-1800 рупий на целый день (включая многочасовое ожидание) с суммарным пробегом до 180-200 км. (рекомендую воспользоваться этим "специальным предложением" для поездки за один день на водопад Дудхсагар, заповедник Бондла, плантации специй, старый Гоа, Панаджи и попутные храмы - в целом это весьма выгодно. подробней об этом напишу отдельно).

Но никак не могу понять следующую логику: они согласны проехать за день 200 км. за 1800 рупий (9 рупий/км), но при этом отказываются ехать 500 км. менее чем за 10 тыс. (20 рупий/км), хотя им это значительно выгоднее и вполне можно успеть за световой день. Юго-восток - дело тонкое...

Я арендовал почти новый Honda Activia на неделю по 175 рупий в день. Вообще он рассчитан на двоих взрослых, но мы вчетвером (с двумя детьми) вполне нормально на нем разместились. И объездили все в радиусе 50 км. от отеля (почти весь Северный Гоа). Управлять им очень просто: поворот правой ручки - газ, а тормозить ручным тормозом как на велосипеде. Есть ли у него передачи - не знаю. Вероятно, есть, но они переключаются автоматической коробкой. Заднего хода нет. Кнопка поворотника, ближнего-дальнего света и всегда под рукой кнопка клаксона. Сам скутер весит больше 100 кг., девушкам-водителям надо быть осторожными, чтобы не уронить его набок - так можно и ногу сломать. Научиться ездить - не проблема. Несколько советов:

  1. одевать шлем. Еще, конечно, желательна и другая защита рук-ног, но в жару это очень тяжело одевать.
  2. ручку газа во время старта поворачивать о-о-очень плавно,
  3. не превышать скорость: на перекрестках 20 км/ч, в городе 30 км/ч, на хорошем загородном шоссе без пешеходов и коров - 60 км/ч.
  4. внимательно смотреть вперед, предугадывать возможные действия других участников движения, быть готовым сразу же затормозить
  5. крепко держать руль, особенно на кочках. Не делать резких движений рулем (запросто можно пропахать мордой асфальт перед скутером)
  6. о своих маневрах, а также перед закрытым поворотом или перекрестком один-два раза бибикнуть
  7. тормозить плавно, начиная с заднего тормоза, постепенно добавляя переднего. Задний хоть и менее эффективный (при торможении на него небольшая нагрузка и слабое сцепление с дорогой), но более надежный (передний более резкий и к тому же может привести к сносу переднего колеса, что чревато падением).

Арендованные скутеры должны иметь черный номер с желтыми цифрами - это значит, что на них уплачен специальный туристический налог. Полиция к таким скутерам обычно не придирается. А вот управлять скутером с бело-черными номерами может только его владелец с постоянной регистрацией - у туристов на таких скутерах будут возникать постоянные проблемы с полицией.

С точки зрения пешехода - движение на дороге хаотичное, все постоянно бибикают и подрезают друг друга. Но с точки зрения водителя - это бибиканье достаточно удобно, им предупреждают об обгоне или перед перекрестком. Обычно одним-двумя короткими сигналами. На многих скутерах зеркал нету (то ли в целях экономии и никогда не было, то ли потеряли в боях на дорогах), поэтому по звуковым сигналам сзади все понятно и о маневрах, и о типе транспорта (скутер, легковушка, автобус, грузовик). Лично мне кажется, что при разумной осторожности ездить на скутере не опасней, чем ходить пешком.

После возвращения в Москву неделю не садился за руль машины, привыкал к правостороннему движению и отвыкал от бибиканья при обгоне.

2010.11.21 Индия. Скутер

Индия, Гоа

Борис
Ответить Подписаться